О статье

К.Д. КАВЕЛИН ОБ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
K.D. KAVELIN ABOUT UNIVERSITY EDUCATION

DOI: 10.46573/2409-1391-2022-2-10-16

Скачать статью

Авторы

Е.Е. Михайлова

Аннотация

Проанализированы вопросы организации университетов России и Европы во второй половине XIX столетия. В качестве источника использованы тексты русского философа и общественного деятеля Константина Дмитриевича Кавелина (1818–1885). В ракурсе наблюдений Кавелина очерчен круг вопросов, актуализирующих деятельность университетовв 60–70-х гг. XIX века. Сделан вывод о том, что главными, в рефлексии Кавелина, были следующие темы: взаимосвязь университетской науки и преподавания с историческими реалиями и культурными традициями народов; смысловая значимость классического (теоретического) и политехнического (практического) образования; свобода как символ универси-тетского сообщества и трансформация ее форм под воздействием новых факторов научной и общественно-политической жизни.

Ключевые слова

К.Д. Кавелин, история, культура, свобода, университет, образование, преподаватель, студент.

Abstract

The issues of the organization of universities in Russia and Europe in the second half of the XIX century are analyzed. The texts of the Russian philosopher and public figure Konstantin Dmitrievich Kavelin (1818–1885) were used as a source. From the perspective of Kavelin's observations, a range of issues that actualize the activities of universities in the 60–70s of the XIX century is outlined. It is concluded that the main topics in Kavelin's reflection were the following: the relationship of university science and teaching with historical realities and cultural traditions of peoples; the semantic significance of classical (theoretical) and polytechnic (practical) education; freedom as a symbol of the university community and the transformation of its forms under the influence of new factors of scientific and socio-political life.

Keywords

K.D. Kavelin, history, culture, freedom, university, education, teacher, student.