О статье

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ-ИНЖЕНЕРОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
STUDY OF MANIFESTATION OF TYPES OF THINKING AND INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF ENGINEERING STUDENTS AS PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES

DOI: 10.46573/2409-1391-2021-4-44-53

Скачать статью

Авторы

Балакшина Елена Владимировна

Аннотация

Рассматриваются отличительные особенности инженерной деятельности. Отмечается важность определения психологических детерминант надежности инженерной деятельности на начальном этапе профессионального становления, где одним из ведущих факторов является инженерное мышление. На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных источников обосновываются универсальные критерии инженерного мышления: логичность, рациональность, предметность, опора на образы и символы, общая техническая направленность (инженерные навыки студентов), моделирование, установление взаимоотношений между предметами окружающей действительности). В качестве обследуемого контингента выступили студенты 1–2-х курсов инженерных специальностей разной профессиональной направленности. Сформированы выводы об особенности проявления инженерного мышления студентов, обучающихся на технических специальностях. Отмечено, что выявленные закономерности обусловливают ресурсный потенциал надежности профессиональной деятельности.

Ключевые слова

инженер, инженерная деятельность, инженерное мышление, проектирование, профессиональная надежность, профессионально важные качества, техническое творчество.

Abstract

The article discusses the distinctive features of engineering activities. It is noted the importance of determining the psychological determinants of the reliability of engineering activities at the initial stage of professional formation, where engineering thinking is one of the leading factors. Based on the theoretical analysis of domestic and foreign sources, «universal» criteria of engineering thinking are substantiated (logic, rationality, objectivity, reliance on images and symbols, general technical orientation as engineering skills of students, modeling, establishing relationships between subjects surrounding reality). Students of 1–2 courses of engineering specialties of different professional orientations acted as the examined contingent. Conclusions are formed, which describe the characteristics of the manifestation of engineering thinking of students studying in technical specialties. The revealed patterns can act as a resource potential for the reliability of professional activities.

Keywords

engineer, engineering activity, engineering thinking, design, professional reliability, professionally important qualities, technical creativity.