О статье

ЛИТЕРАТУРА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
LITERATURE IN MEDIA-SPACE: ON THE PROBLEM OF CHANGES IN THE SOCIO-CULTURAL COMMUNICATION MODEL

DOI: 10.46573/2409-1391-2022-1-28-34

Скачать статью

Авторы

ПАВЛОВА Надежда Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, SPIN-код: 4354-0349; e-mail: nadija_80@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются актуальные изменения социокультурного характера в коммуникационной модели взаимодействия автора и читателя, обусловленные цифровыми возможностями современной эпохи. Исследуются основные последствия, связанные с тенденцией беспрепятственного вхождения в литературное пространство как авторов, так и читателей. Показывается, каким образом культура повседневности влияет на жанровые трансформации, литературное потребление и качество художественного текста. Прослеживаются механизмы и стратегии происходящих трансформаций в модусе автора и читательской аудитории, корректирующие представление о литературе как институции и устанавливающие новые конвенции в современном литературном процессе. В качестве регистров общения рассматриваются такие феномены, как литературные мастерские и подобные им формы, писательский коучинг, сетевое общение, влияющее на статус автора в восприятии читателя. Меняющиеся контуры взаимодействия между авторами и читателями становятся основой антропологического поворота в литературе, вызванного виртуализацией общения.

Ключевые слова

коммуникационная модель, литературная коммуникация, медиапространство, современная литература, автор, читатель.

Abstract

The article analyzes the current socio-cultural changes in the communication model of interaction between the author and the reader, due to the digital capabilities of the modern era. The main consequences associated with the tendency of unhindered entry into the literary space of both authors and readers are investigated. It shows how the culture of everyday life influences genre transformations, literary consumption and the quality of a literary text. The mechanisms and strategies of ongoing transformations in the mode of the author and the readership are traced, correcting the idea of literature as an institution and establishing new conventions in the modern literary process. Such phenomena as literary workshops and similar forms, writer's coaching, and network communication affecting the status of the author in the reader's perception are considered as registers of communication. The changing contours of interaction between authors and readers become the basis of the anthropological turn in literature caused by the virtualization of communication.

Keywords

literary communication, media space, communication model, modern literary, author, reader.