О статье

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРА
PSYCHOLOGICAL GUIDELINES OF STUDY PROFESSIONAL RELIABILITY OF THE SPECIALIST

DOI: 10.46573/2409-1391-2022-1-40-45

Скачать статью

Авторы

БАЛАКШИНА Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и философии, SPIN-код: 8787-2928; e-mail: balakshina79@mail.ru

Аннотация

В статье приводятся результаты теоретического анализа по проблеме профессиональной надежности специалиста. Описывается динамика интересов отечественных исследователей в данной предметной области. Рассматриваются различные подходы к выделению детерминант надежности труда в контексте инженерной психологии и эргономики (от психофизиологических, индивидуально-психологических до личностных). Отмечается важность учета современных требований к содержанию профессиональной деятельности и работнику организации в целом для дальнейшего уточнения факторов ее надежности на психологическом уровне. Особое внимание уделяется инженерной деятельности как сложному виду технической деятельности, ставшей базисом для разработки вопросов безопасности и надежности труда на начальном этапе исследований. На основе профессиограмм и психограмм популярных инженерных профессий определяется состав профессионально важных качеств, который может стать ориентиром для психодиагностического исследования предикторов профессиональной надежности инженеров.

Ключевые слова

инженер, инженерная деятельность, надежность, профессиональная надежность, профессионально важные качества.

Abstract

The article epresents the results of theoretical analysis on the problem of professional reliability of a specialist. The dynamics of interests of domestic researchers in this subject area is described. Various approaches to the isolation of psychological determinants of labor reliability in the context of engineering psychology and ergonomics (from psychophysiological, individual-psychological to personal) are considered. It is noted the importance of taking into account modern requirements for the content of professional activities and the employee of the organization as a whole, in order to further clarify the factors of its reliability at the psychological level. Particular attention is paid to engineering activities as a complex type of technical activity and has become the basis for the development of safety and reliability issues at the initial stage. Based on professional and psychograms of popular engineering professions, the composition of professionally important qualities is determined, which becomes the basis for guidelines for psychodiagnostic research of predictors of professional reliability of future engineers.

Keywords

engineer, professional activity, professional reliability, professional-important qualities, reliability