О статье

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ON THE ISSUE OF PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS

DOI: 10.46573/2409-1391-2022-4-40-45

Скачать статью

Авторы

Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова, В.Ф. Мартюшов

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы особенностей протекания социально-психологической адаптации на этапе обучения в высшем учебном заведении. Рассматриваются различные типы адаптации в рамках зарубежной и отечественной психологической литературы. Изучаются ключевые предикторы со стороны психики, свидетельствующие о положительном или негативном течении данного процесса. Особое внимание уделяется субъективному благополучию, коммуникативным склонностям, нервно-психической устойчивости, моральной нормативности поведения. Указываются существенные особенности периода студенчества как важного этапа в жизни молодого человека. Отмечается важность контроля над динамикой разнообразных проявлений активности личности, которые могут свидетельствовать об общем субъективном благополучии обучающегося. Приводится программа исследования, а также результаты психодиагностического мониторинга предикторов адаптационного потенциала, уровня их выраженности.

Ключевые слова

адаптация, адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, студенчество, социально-психологическая адаптация

Abstract

The article is devoted to the study of the problem of socio-psychological adaptation at the stage of training in a higher educational institution. Various types of adaptation are considered within the framework of foreign and domestic psychological literature. Key predictors from the psyche are studied, indicating a positive or negative course of this process. Special attention is paid to subjective well-being, communicative tendencies, neuropsychiatric stability, moral regularity of behavior. Significant features of the student period are indicated as an important stage in the life of a young man. The importance of controlling the dynamics of various manifestations of personality activity, which may indicate the general subjective well-being of students, is noted. The study program is presented, as well as the results of psychodiagnostic monitoring of predictors of adaptation potential, their severity.

Keywords

adaptation, adaptation potential, neuropsychiatric resilience, student body, socio-psychological adaptation