О статье

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ
PERSONAL FACTORS DETERMINING THE FORMATION OF A STATE OF LONELINESS IN ADOLESCENTS

DOI: 10.46573/2409-1391-2023-2-58-63

Скачать статью

Авторы

О.Ф. Гефеле

Аннотация

В статье подчеркивается значимость исследования проблемы одиночества, возникающей в подростковом возрасте. Указано, что люди этой возрастной группы, в отличие от других групп, сенситивны к переживанию одиночества, так как характеризуются психологической незащищенностью, несформированностью эмоциональной сферы, дезадаптированностью, что в итоге может привести к опасным последствиям. Проводится краткий теоретический анализ проявлений чувства одиночества у подростков. Подчеркивается значимость личностных факторов в формировании чувства одиночества. Акцентируется внимание на я-концепции как системообразующем личностном факторе развития одиночества у детей в указанном возрасте. На основе проведенного анализа феномен одиночества в подростковом возрасте трактуется как модель когнитивного диссонанса. Психокоррекционные мероприятия рассматриваются как инструмент формирования совладания с чувством одиночества. При этом подчеркивается необходимость формирования у подростков навыков и умений управлять своими эмоциями и чувствами, находить свое место в обществе и взаимодействовать с другими людьми.

Ключевые слова

одиночество, личностные факторы, подростковый возраст, психические состояния, я-концепция.

Abstract

The article emphasizes the importance of studying the problem of loneliness that occurs in adolescence. It is indicated that people of this age group, unlike other groups, are sensitive to the experience of loneliness, as they are characterized by psychological insecurity, lack of formation of the emotional sphere, maladaptation, which can eventually lead to dangerous consequences. A brief theoretical analysis of the manifestations of loneliness in adolescents is carried out. The importance of personal factors in the formation of feelings of loneliness is emphasized. Attention is focused on the self-concept as a system-forming personal factor in the development of loneliness in children at this age. Based on the analysis, the phenomenon of loneliness in adolescence is interpreted as a model of cognitive dissonance. Psychocorrective measures are considered as a tool for the formation of coping with the feeling of loneliness. At the same time, the need for the formation of management skills and abilities in adolescents is emphasized.

Keywords

loneliness, personality factors, adolescence, mental states, self-concept.