О статье
В.В. Буланов
В статье анализируются особенности учения В.С. Соловьева о Богочеловечестве и отношение Д.С. Мережковского к данному учению. Упоми-нается, что для Соловьева созидание Богочеловечества было привлекательным социальным идеалом. Отмечается, что Соловьев мечтал видеть Россию лидером в деле указанного созидания, т. е. страной, подчинившей государство и национальную православную церковь вселенской церкви, а также допустившей общественную свободу, но российский национальный эгоизм помешал этому, в связи с чем философ утратил веру в реализуемость своего учения о Богочеловечестве. Указывается, что одновременно с Соловьевым Ф. Ницше разрабатывал учение об оптимальном будущем человечества и что у концепций обоих философов были общие черты (отказ от культа государства и непризнание сущностной самодостаточности человека). Резюмируется, что Соловьев воспринял учение Ницше о сверхчеловеке как подготовительный этап к приятию собственного учения о Богочеловечестве. Делается вывод, что вскоре после смерти Соловьева Мережковский попытался синтезировать эти два учения, однако эта попытка не удалась из-за некорректных толкований Мережковским философских текстов Ницше.
Богочеловечество, православие, сверхчеловек, человечество, христианство.