О статье

БОЛЕЗНЕННОЕ ЛЮБОПЫТСТВО КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФЕНОМЕН
MORBID CURIOSITY AS A RESEARCH PHENOMENON

DOI: 10.46573/2409-1391-2024-4-39-44

Скачать статью

Авторы

Е.А. Орлова, Ю.Л. Гребенникова

Аннотация

В статье излагаются результаты теоретического анализа феномена «любопытство», проведенного в современной психологической науке. Рассматриваются трактовки данного концепта в рамках психологического дискурса, теоретические модели и типы любопытства. Указывается, что на данный момент нет единого подхода к возникновению любопытства и различных его видов, однако в психологии наблюдается преобладание понимания любопытства как стремления заполнить пробелы в знаниях, получить новую информацию. Отмечается, что любопытство по сути направлено на само себя и является фундаментом для развития устойчивого интереса к чему-либо, при этом процесс познания ранее неизвестного – основная цель, а снижение у человека затрат для изучения потенциально угрожающих явлений и ситуаций приводит к формированию болезненного любопытства. Делается вывод, что в современной психологической науке возникла насущная необходимость в приобретении знаний об указанном типе любопытства, а также в переходе от теоретических к эмпирическим исследованиям болезненного любопытства на базе отечественной выборки.

Ключевые слова

любопытство, психологический феномен, теоретические модели, виды любопытства, болезненное любопытство.

Abstract

The article presents the results of a theoretical analysis of the phenomenon of "curiosity" conducted in modern psychological science. A number of interpretations of this concept within the framework of psychological discourse, theoretical models and types of curiosity are considered. It is indicated that at the moment there is no single approach to the emergence of curiosity and its various types, however, in psychology there is a predominance of understanding curiosity as a desire to fill in gaps in knowledge, to obtain new information. It is noted that curiosity is essentially directed at itself and is the foundation for the development of sustained interest in something, while the process of learning the previously unknown is the main goal, and reducing human costs for studying potentially threatening phenomena and situations leads to the formation of morbid curiosity. It is concluded that in modern psychological science there is an urgent need to acquire knowledge about this type of curiosity, as well as to move from theoretical to empirical studies of morbid curiosity based on a domestic sample.

Keywords

curiosity, psychological phenomenon, theoretical models, types of curiosity, morbid curiosity.